Вы здесь
С каждым город пациентов у логопедов, увы, меньше не становится - ведь логопедические проблемы напрямую связаны с психоневрологическими. Поэтому на будущих родителях лежит большая ответственность: при жестком ритме современной жизни беременность часто сопровождается нервными стрессами, а это плохо влияет на внутриутробное развитие ребенка.
- Каковы, самые распространенные логопедические проблемы в последнее время? И что вообще является логопедической проблемой? В каком случае родители должны искать помощи у логопеда?
Например, межзубное произношение отдельных звуков или смягчение твердых. Иногда горловое произношение - знаете, как у французов. Оглушение звуков. Или, например, дезартрия: когда одной половинкой челюсти звуки чисто выговариваются, а другой - стертые.
Кроме того, к типичным логопедическим проблемам прибавилась еще одна - появилось множество двуязычных детей.
- Но ведь трудно встретить малыша, который чисто выговаривал бы все звуки. Где граница между малолетней невнятицей и логопедическими проблемами?
Говорить о логопедических проблемах можно в тех случаях, когда в 2 - 2, 5 года от ребенка вместо связной речи слышите лишь отдельные слова или слоги.
Есть такое заболевание, например, - сенсорная алалия. Типичным примером может служить малыш, которого недавно привели в наш сад: в свои три года он, увидев обедающих детей, сказал: "Ням-ням!", а когда ребят стали укладывать спать, сообщил: "Бай-бай!"
Вообще же все дефекты произношения, вызванные малолетней невнятицей, должны выправиться к 3, 5 - 4 годам.
И тут очень уместно напомнить родителям: если даете ребенку соску, отучайте от нее как можно раньше!
- А психологи, наоборот, часто советуют не отнимать: мол, ребенок с соской гораздо спокойнее себя чувствует!
Дело в том, что челюсть маленького ребенка, образно говоря, пластилиновая. Следовательно - легко деформируется. Результат - большинство детишек, с которыми занимается логопед, по признанию их родителей, соску не бросали до двух лет.
- Правда ли, что если не обращать внимание на логопедические проблемы у ребенка, то в школьные годы у него могут возникнуть трудности с обучением?
Правда. Например, дезграфия: когда ученик путает написание букв "д" и "в" - вверх или вниз ставить "хвостик". Часто такие ребята теряют буквы в словах или меняют их местами.
Кроме того, для детей с общим недоразвитием речи характерны быстрая утомляемость, невнимательность, расторможенность. Следовательно, и учебный материал ими усваивается плохо.
- И что, уже поздно что-то исправить?
Никогда не поздно. Но стаж речевого дефекта влияет на степень успеха. Кроме того, для решения логопедических проблем важно сотрудничество логопеда и родителей: родителей приглашают на занятия, консультируют их по вопросам коррекции речи, и каждую неделю родители получают индивидуальные задания для работы с ребенком дома.
И еще один важный момент - с детьми нужно разговаривать. Ведь обычно мы от них все больше слушать требуем. И попытки что-нибудь нам рассказать обрываем: "Помолчи!" А нужно наоборот: "Говори! Рассказывай как можно больше и подробнее!"